Чем дроссель регулируемого типа лучше нерегулируемого

Основными плюсами регулируемого дросселя являются расширенные эксплуатационные характеристики. Оператор может плавно изменять давление, скорость рабочей среды в нагнетательной линии манифольда в ручном, удаленном режиме, либо переключить скважину в автоматический режим.

дроссель регулируемого типа

В нерегулируемом дросселе штуцеры нужно менять вручную, что увеличивает трудоемкость обслуживания арматуры. Возможен только ступенчатый, растянутый по времени, режим изменения характеристик рабочего потока. Зато стоят механические не регулируемые дроссели дешевле регулируемых аналогов.

Конструкция нерегулируемого дросселя

Существует два варианта исполнения не регулируемого дросселя:

  • проходной – направление потока в корпусе не изменяется;
  • углового типа – поток перенаправляется под прямым углом.
Конструкция нерегулируемого дросселя

Простейшим вариантом прямого не регулируемого дросселя является пластина со сквозным отверстием и рукояткой. Она вставляется между фланцами, сразу после запорной арматуры. Другим вариантом исполнения является межфланцевая втулка, работающая по аналогичному принципу

Конструкция нерегулируемого дросселя

Использование углового корпуса позволяет менять втулки штуцеров под давлением. Для этого достаточно снять фланец или БРС гайку с заглушкой.

Конструкция регулируемого дросселя

Используемые в манифольдах противовыбросового оборудования и выкидных линиях устьевой арматуры регулируемые дроссели имеют следующую классификацию:

  • регулирующая арматура;
  • регулятор непрерывного действия;
  • сменный рабочий орган твердосплавная втулка штуцера;
  • стандартнопроходный корпус с зауженным внутренним сечением;
  • угловой тип с изменением направления потока рабочей среды на 90°.

По типу регулирующего устройства редукционные дроссели классифицируются следующим образом:

  • игольчатый;
  • клеточный;
  • дискретный.
Конструкция нерегулируемого дросселя

В игольчатом дросселе конусный наконечник иглы вкручивается/выкручивается из седла для регулировки давления. Конструкция фактически является клапаном, в котором элемент затвора – игла, перемещается вдоль направления потока рабочей среды. При этом седло неподвижно фиксируется в корпусе клапана на резьбе.

Конструкция нерегулируемого дросселя

В клеточном дросселе седло прижимается к внутренней поверхности клапана при помощи специальной втулки, которая носит название «клетки»

Конструкция нерегулируемого дросселя

Дискретный дроссель представляет собой модифцированный кран. Элемент затвора в нем представляет собой тело вращения – цилиндр, с несколькими просверленными поперек него сквозными каналами разного сечения. При вращении рукоятки изменяется диаметр проходного отверстия, происходит ступенчатое регулирование характеристик потока рабочей среды.

В дроссельных устройствах, использующихся в нефтегазодобывающей промышленности, прервана связь «расход/давление». Привод осуществляется от сторонних источников энергии, а не от самого потока рабочей среды. Поэтому контролируются параметры звеньев технологического процесса, регулировка выполняется по мере необходимости.

Клеточные дроссели обладают следующими преимуществами в сравнении с игольчатыми штуцерами:

  • сохраняют работоспособность при наличии вибрационных нагрузок;
  • имеют угловое и проходное исполнение корпуса;
  • оснащаются маломощными приводами благодаря уравновешенной конструкции клапана;
  • отсутствуют внутренние резьбовые соединения;
  • большая направляющая поверхность затворного узла.

Игольчатые дроссели обозначаются ДНУ и ДРУ, рассчитаны на давление 21 – 105 МПа, имеют номинальный диаметр 50 – 100 мм. Уровень требований к параметрам по спецификации 6A API либо PR1, либо PR2, уровень спецификации PSL1 – PSL3, класс материалов для корпусных деталей AAEE. Изготавливаются дроссели в обычном и коррозионностойком К1 – К2 исполнении.

Вся регулирующая арматура классифицируется по шести стандартным признакам:

  • способ или тип уплотнения шпинделя (штока) – сальник, сильфон, мембрана или шланг;
  • вид регулирующего органа – дисковый затвор, кран, задвижка, клапан;
  • конструкция корпуса – проходной, угловой, односедельный, двухседельный;
  • тип плунжера – поршневой, сегментный, полый, стержневой;
  • тип привода – пневматический, электрический, гидравлический, комбинированный, ручной, автоматический;
  • расположение привода – местное или дистанционное.

В принципе, поток среды можно регулировать трубопроводной арматурой с любой схемой затворного узла – заслонкой, краном, задвижкой или вентилем. Однако на выбор конструкции дросселя влияет расход температура, давление, плотность, химический состав и физические свойства рабочей среды.

Дроссельный узел клеточного типа с перемещающимся плунжером внутри перфорированной втулки позволяет разделять поток на несколько струй, снижать акустический шум и защищать металлические поверхности сопряжения от кавитационного воздействия. Пузырьки газа, содержащиеся в нефти, схлопываются внутри втулки, не причиняя вреда наружным поверхностям запорного узла.

Герметичность А класса при температуре до +200°С могут обеспечить только фторопластовые кольца с резиновыми манжетами. Для сверхточной регулировки расхода в широком диапазоне используются дроссельные устройства специальной конструкции

Конструкция нерегулируемого дросселя

Входной и выходной каналы внутри таких дросселей имеют не одинаковый диаметр. Наклон выходного канала 20° и овальная его форма в поперечном сечении позволяют гарантированно избежать гидравлических ударов в процессе эксплуатации.

Таким образом, нерегулируемый дроссель стоит дешевле, но менее удобен в работе, так как увеличивает трудоемкость обслуживания манифольда. Регулируемый дроссель стоит дороже, но может управляться дистанционно, изменяя характеристики потока среды в широком диапазоне.

Возврат к списку